Забавное мнение о Мастере и Маргарите.
"К книжке “Мастер и Маргарита” у меня две претензии. Во-первых, это довольно глупая книжка. Но это не большая беда – глупых книжек много, их вообще большинство. А вот что несколько хуже – и это моё «во-вторых» - эта книжка ещё и нескромная. Очень и очень нескромная; глупость и пошлость её подаются с таким пафосом и с такими претензиями, что терпеть нет никакой возможности. Ну так я и не буду терпеть. "Ударим по пилатчине!" (с) там же
Жанр книги я бы определил как «интеллигентская попса». Интеллигентская попса вообще по существу мало отличается от двух других видов попсы – мещанской и пролетарской. Конечно, в наше время различия между этими классами общества стираются, и ещё вчера разные стили и жанры теперь, увы, представляют собой картину практически однородную – но всё же, острый глаз ещё может углядеть различия
Задачей попсы как таковой является раздражение и удовлетворение каких-то аффектов, типичных и понятных для потребителя попсы. Попса никогда не занимается анализом, не задает вопросов, кроме риторических, и не ищет ответов, а всегда предлагает готовые. Попса всегда рассказывает классические истории, с одними и теми же персонажами и сюжетами, где концовка известна заранее, и все ходы предопределены. На вечеринке лучших друзей ты танцевал с подругой моей. Забирай меня скорей, увози за сто морей, и целуй меня везде. Ой цветёт калина в поле у ручья. Я от тебя письма не получаю, ты далеко и даже не скучаешь. Такова пролетарская и мещанская попса – во всяком случае, вчерашнего дня – здоровая, прыгучая и розовощёкая, ничем кроме себя самой не озабоченная. Но не такова попса интеллигентская.
Интеллигент редко бывает здоров, и никогда не бывает неозабочен. Интеллигенту некомфортно жить, и интеллигент обычно знает, кто в этом виноват. У розовощекой попсы виноваты стихии, элементы - коварная подруга, неразделенная любовь, разлука, армейская служба, нехватка денег и ещё раз любовь. А у интеллигента виновато быдло. Пролетарии, мещане, гопники, хамы, чиновники, вообще гадкий мир и сам Господь Бог. И интеллигентская попса - не важно, в каком субжанре, хоть роман, хоть повесть, хоть фэнтези - она всегда про это. Про то, как пролетарии, мещане, гопники, хамы, чиновники, гадкий мир и Господь Бог не дают интеллигенту жить, творить - и, конечно, учить. «Мастер и Маргарита» в этом смысле является золотым стандартом классической интеллигентской попсы.
Ну, перейдем к главным героям. Живет в сытом городе Москве интеллигент. Свалилось на интеллигента нежданное богатство, и вот сидит он в уютном подвальчике, пишет книжку, «психологическую» такую, про Понтия Пилата. В этом же подвальчике интеллигент трахает чужую жену, которой до этой поры очень скучно жилось с нелюбимым мужем. Ну, да, Маргариту можно понять – она ведь интеллигентная женщина, а кругом быдло. Не пойдёт же она на это быдло работать, в самом деле. А что касается денег – то их и так хватает, для этого есть муж-инженер, который постоянно в командировке, индустриальная революция ведь на дворе. Так что какая уж тут работа. Ну или, ужас-ужас, детей рожать. Не царское это дело! Да и по дому забот нет – имеется служанка. Да, если б не романтический любовник, тоже весь такой не от мира сего, с психологической книжкой, то совсем бы скисла бедная.
Такие вот у нас главные герои. А в какой среде они обитают, позвольте спросить? У, а вот тут просто кромешный АдЪ начинается. Кто-нибудь заметил в книге хоть одно человеческое лицо? Я не заметил. Кругом аццкое быдло, жирное, наглое, подлое и трусливое, ну вот все как один. Каждый норовит хапнуть, обмануть, украсть, прогнуться, а также настучать и предать. Ну и Воланд со свитой, хоть и черти, выглядят просто ангелами на фоне всего этого освинения. Ангелами-мстителями, вообще говоря, ведь роман – сплошная безудержная, истеричная фантазия автора о том, как бы он отомстил всем этим, будь он неуязвимый и всесильный. И если кто-то думает, что «автор обличает пороки современного общества», то этот кто-то дурак. Автор скорее упивается местью. Ему слаааденько. Иначе зачем бы вот понадобилось вводить где-то тридцать одинаковых персонажей, с одинаковыми валютными и квартирными вопросами, да плюс целый концертный зал хамов и жлобья? Так вот именно за тем - чтобы больше мяса, больше мести, чтобы натешиться вдоволь. И всех-то изобличил, молодец какой, даже в театральной ложе какого-то неверного мужа не забыл. Сей момент смотрится особенно пикантно рядом с адультером, совершаемым главными героями. А почему так? А потому что автор, разумеется, ни о каких там заповедях не печется, и мораль у него одна - интеллигентская. Мастер да Маргарита – Человеки, у которых «чувства», всякие творческие страдания, метания, им всё можно. А быдло – оно животное, чувств у него нет, кроме трусости и жадности, и здесь суд автора становится суров и строг."
дальше тут:
http://a-karloff.livejournal.com/294410.html#cutid1