- Вопрос зрел давно, - говорил он, - в поселок завозят ртутьсодержащие отходы, они складируются, но не отрабатываются. Месторождение, которое там разрабатывалось, уже истощилось, я лично думаю, что в этом случае надо принимать решение о ликвидации шахт, но этого не произошло, а продление жизни завода путем обработки отходов — это не то. На данный момент завод уже разобран и вывезен, сейчас режутся те помещения, в которых хранились отходы, а сами отходы, 110 тонн, теперь хранятся под открытым небом, в открытых бочках. Ясно, что они никогда не будут отрабатываться, их просто вывезли, и все. Можете себе представить, какой это ущерб экологии? Мы получили ответ от министра Терехова, от прокуратуры — вывезти отходы с территории республики. Мне кажется, это все затянется и так ничего и не вывезут. Я вот даже не знаю, кто собственник завода. Если бы меня спросили — я бы предложил вырыть котлован и эти отходы в землю захоронить — все равно это из земли бралось.
Мысль о закапывании очень не понравилась Александу Манзырову, но Саймин сказал, что не видит другого выхода. Сергей Михайлов сообщил, что наслышан о проблеме в Акташе:
- Там есть водорастворимые соли ртути, потому закапывать эти бочки никак нельзя, все на поверхность выйдет. Есть ли сейчас хоть минимальная возможность возобновить работу завода? - ему ответили, что нет.
Интересно, что по информации Роспотребнадзора «при всестороннем изучении ситуации» никаких превышений нормы и загрязнений не выявлено — обстановка даже в пять раз лучше, чем надо, а анализ многолетней заболеваемости жителей Акташа показал, что все в норме и никаких проблем нет. Представительница Роспотребнадзора даже заявила, что большую опасность представляет нерегулярный вывоз обычного мусора — так называемых твердых бытовых отходов, и этот вопрос надо решить в ближайшее время. Пока же рекомендуется провести углубленный медосмотр жителей села на предмет исключения хронических заболеваний. Кроме того, было сказано, что ртуть малорастворима в воде, отравление, как правило, происходит парами вещества, а негативное воздействие через желудочно-кишечный тракт — минимально, и в течение 60 часов ртуть выводится из организма, и Роспотребнадзор считает, что опасности отравлений нет.
С недоверием отнеслись к данной информации депутаты Михайлов и Манзыров. Последний даже сказал, что Роспотребнадзор говорит «бесчеловечные вещи»:
- Металл со стен завода сдают на лом — это же открытый очаг! Вы там вообще были? Не были? Вот то-то же! А ртуть — я тоже биохимию изучал — будет накапливаться в организмах, будут рождаться неполноценные дети, а эти ваши опросы .. Знаю я, как вы опросы проводите!
Возмущение Александра Поликарповича разделил и председательствующий Юрий Земиров: «То, что сегодня хорошо, еще не значит, что будет хорошо завтра». В свою очередь, представитель прокуратуры сообщил, что проверка, проведенная в апреле, показала — 110 тонн отходов в самом деле стоят под открытым небом и в открытом виде, а замеры, сделанные Ростехнадзором, говорят, что концентрация вредных веществ и в почве, и в воде значительно превышена. По поводу завода открыто уголовное дело, вариант о закапывании даже не рассматривается, а вот идея построить вокруг отходов бетонный бункер одно время обсуждалась, но принята не была. Сейчас прокуратура требует вывезти отходы незамедлительно, но суд пока решение не принял.
- Я вас уверяю — никто ничего не вывезет, - пребывал в грустной уверенности Сергей Саймин, - И через шесть лет мы снова вернемся к этому вопросу.
- Но и то, о чем вы говорите — не выход, - заметил Земиров.
- Да я еще нигде об этом и не говорил, только здесь, и то, наверное, зря, - ответил Саймин.
Сергей Михайлов поинтересовался стоимостью утилизации, и представитель прокуратуры ответил, что это очень дорого — порядка нескольких миллионов рублей за тонну.
- А земля в чьей собственности? - спросила Надежда Апенышева, - Если есть собственник, он и должен отвечать. И почему сам завод вывозят, а отходы нет?
Ауельхан Джаткамбаев предложил:
- Ясно, что имеющийся хозяин ни за что платить не собирается, надо Акташу войти в федеральную программу, а мы поможем оформить документы.
Все еще сомневающийся Сергей Саймин предложил депутатам взять вопрос на строгий контроль и после 1 августа собраться еще раз и посмотреть, что будет сделано на тот момент.
- Дать Терехову срок до 1 августа, потом до 1 октября, а не справится — уволить, - резюмировал Александр Манзыров.