про причины этой дегродации я тут не говорил.
я только хотел сказать о самом объективном реальном процессе.
1. Какая деградация? Не было деградации.
"Деградировать-это постепенно ухудшаясь, перейти к вырождению"(словарь С.И.Ожегова, Москва 2000 год).
Во-первых, принятие христианства было не повсеместным. Во-вторых, в большинстве случаев оно было номинальным.
Я уже говорила, о том, что сохранялись алтайские традиции и мировоззрение. В книге "Ойротия" Мамета, которая была порекомендована к повторению, также существует этому подтверждение, вот один из многочисленных примеров: "Церковный староста, сопровождавший нас из Кемечку в Кош-Агач, на одном перевале украдкой нарвал вереска и спрятал его за пазуху" (стр.30).
2. По поводу слов
с другой стороны и сделали русские тут много, причём на фоне объективного угасания алтайской культуры
Я не знаю, что подразумевалось под этой фразой, а конкретнее, под угасанием.
Лично я при упоминании такого термина как "угасание этноса и, в частности, культуры ему присущей", пользуюсь подходом Льва Гумилева. Который говорит, что существует несколько стадий, переживаемых этносом.
Возвращаясь к цитате. Если подразумевать под ней массовый приход русского населения на Алтай (вторая половина и особенно конец 19 века), то никакого "угасания" не было.
Кризисная экономическая ситуация по большому счету была спровоцирована русскими злоупотре.б.л.е.н.и.я.ми.
Переосмысление шаманизма и потребность в новой религии тоже не свидетельства вырождения или угасания.
Это естественный процесс-выход на новый уровень, но не вырождение, поскольку в основании новой религии были старые традиции и понятия, в частности, анимизм.
Если рассматривать бурханизм как национально-освободительное движение, то мы увидим, что этот процесс у Гумилева связан как раз с фазой подъема (императив "Надо исправить мир, ибо он плох")
Если утверждать, что бурханизм это национальное самосознание алтайцев (то есть не религия и не освободительное движение), то фаза подъема тоже подходит (императив "Будь тем, кем ты должен быть").
Поэтому я в раздумьях, что же имелось в виду под "объективным угасанием"))
3. сравните структуру алтайского языка
Морфологическую и лексико-семантическую? Сравню я эту же структуру на примере старославянского(церковного)/начала 20в. и современного русского языка. Сделаю вывод, что во всех языках есть закономерные изменения. И все.